РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ И КОММЕМОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Uliia Valerievna Pavlova


Аннотация


Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования социальной памяти и коммеморативной культуры в процессе школьного образования. Теоретический анализ основных подходов к изучению социальной памяти и коммеморации, позволяет продемонстрировать связь между этими феноменами, определяя коммеморацию как один из механизмов социальной памяти, с помощью которого общество или группа закрепляет в памяти своих членов значимые события прошлого. В ходе сравнительного анализа российских и зарубежных исследований коммеморации, были определены ключевые характеристики коммеморативных культур различных стран. При этом акцент был сделан именно на роль института образования в этом процессе, так как именно в рамках него происходит знакомство человека с основными событиями прошлого, с их интерпретацией и отношением к ним в обществе, практиками коммеморации и, как итог, формирование коммеморативной культуры в целом. Таким образом, ключевые понятия данного исследования рассматриваются автором через призму деятельности института школьного образования.

Ключевые слова


социальная память; коммеморация; коммеморативные практики; коммеморативная культура; мемориальная культура; места памяти; школьное образование, историческое образование

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Аникин Д.А. Память как социальный феномен // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2007. № 1. С. 3-9.

Антипин Н.А. 50-летие Русско-японской войны в СССР: коммеморативные практики, 1954-1955 // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. 2012. № 40. С. 79-93.

Данилова Н. Мемориальная версия Афганской войны (1979-1989 годы) // Неприкосновенный запас. 2005, № 2-3 (40-41). С. 149-161.

Мегилл А. Историческая эпистемология. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2007. 321 c.

Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41). С. 152-185.

Нора П. Между памятью и историей: Проблематика мест памяти // Франция-память. – СПб., 1999. С. 17-50.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом: источники и репрезентации // «Гуманитарные исследования». – М.: ГУ-ВШЭ. 2005. №2 (16). С. 52-64.

Смирнова Т. А. Особенности изучения исторической памяти и практик коммеморации Первой мировой войны в Великобритании 1918-1939 гг. // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. С. 95-98.

Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступительная статья С.Н. Зенкина. – М.: Новое издательство. 2007. 348 с.

Хаттон П.Х. История как искусство памяти. – СПб. 2003. С. 263-304.

Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1 (8). С. 47-62.

Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений II Социологические исследования. 1992. № 2. С. 47-60.

Osborne B.S. Landscapes, memory, monuments, and commemoration: Putting identity in its place // Canadian Ethnic Studies. 2001. № 33. № 3. Рр. 33-41.

Saito H. Reiterated Commemoration: Hiroshima as National Trauma. Sociological Theory. 2006. № 24(4). Рр. 353-376.

Schwartz B. History, Commemoration, and Belief: Abraham Lincoln in American Memory, 1945-2001. The American Sociological Review. 2005. № 70(2). Рp. 183-203.

Schwartz B. The Social Context of Commemoration: A Study in Collective Memory. Social For-ces, 1982. Vol. 61. No. 2. Рp. 374-402.

Simpson D. 9/11/ The Culture of Commemoration. – Chicago&London: The University of Chicago Press. 2006. 176 p.

Weiss М. Bereavement, commemoration, and collective identity in contemporary Israeli society. Anthropological Quarterly. 1997. Рp. 91-101.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-10-41

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования