С РАЗНИЦЕЙ В ПОЛСТОЛЕТИЯ ИЛИ ДВЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ФИНАЛИЗМА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Е. БЛАВАТСКОЙ И Д. АНДРЕЕВА)

Maria Vladimirovna Privalova


Аннотация


В данной статье автор проводит сопоставительный анализ двух концепций социального финализма, созданные с разницей в пятьдесят лет. Оба автора на сегодняшний день, рассматриваются исследователями, как мыслители-эзотерики. Даниил Андреев увлекался учением Е. Блаватской, именно поэтому финалистические концепции вышеназванных авторов и рассматриваются во взаимосвязи. Дается определение «социального финализма». Каждый мыслитель предлагает свои цели и свои пути достижения финального состояния общества, анализ этих концепций помогает выявить наиболее общие, часто выделяемые философами, а значит универсальные цели, пути, средства и условия. Отражающие, на наш взгляд, истинные предпочтения человечества в выборе будущего для себя и своих потомков. В данном случае, анализируются эзотерические концепции, что, по мнению автора, является достаточно актуальным, поскольку количество людей, позиционирующих себя как приверженцев эзотерических учений неуклонно растет. В социальной финалистической концепции Блаватской рассмотрены цель, ради которой совершается развитие – «братство всего человечества», средства достижения – Долг, Милосердие, Самопожертвование, и факторы, препятствующие достижению финальной ступени развития общества на сегодняшний день. В статье показано, что необходимые для достижения идеального состояния общества изменения, по Андрееву, следует проводить во всех сферах общественной жизни. Данное исследование поможет понять чаяния и надежды на социальные преобразования людей практикующих эзотерический подход к пониманию жизни.


Ключевые слова


финализм; концепция социального финализма; финалистическая перспектива; эзотеризм; реформа человеческой природы; долг; милосердие; самопожертвование

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Андреев Д.Л. Роза Мира. – М.: Товарищество «Клышников-Комаров и К0», 1993. 301 с.

Блаватская Е.П. Ключ к теософии. – М.: Эксмо, 2005. 800 с.

Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. – М.: Эксмо, 2002. 832.

Дашевская О.А. Д. Андреев и С. Булгаков: к вопросу о генезисе концепции «Роза мира» // Вестник Томского государственного университета, 2006. № 291. С. 46-55.

Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии. – М.: ПРИОР, 1997. 464 с.

Привалова М.В. Человек в системе общественных отношений (на материале произведений М. Горького и Л. Андреева). Дис. исследование. – Чита, 2009. [сайт]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15957469 (дата обращения 21.03.2015).

Привалова М.В. Религиозная утопия Даниила Андреева // Сборник «Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации». – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. С. 218-224.

Роза мира: [сайт]. URL: http://www.koob.ru/andreev_daniil/roza_mira (дата обращения 21.03. 2015).

Розин В.М. Учение Даниила Андреева «Роза Мира» // Вопросы философии, 1998. № 2.

С. 137.

Розин В.М. Влияние эзотерического мироощущения на искусство // Философские науки, 2001. № 1. С. 95.

Старжинский В.П., Табачков А.С. История и теория: на пути преодоления непредсказуемости прошлого // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 33-43.

Johnson, K. Paul. Blavatsky, Helena Petrovna // John R. Shook, ed. The Dictionary of Modern American Philosophers. – Bristol: Thoemmes Press, 2005. Vol. 1, p. 249. ISBN 1-84371-037-4.

French, Brendan James. The theosophical masters: an investigation into the conceptual domains of H.P. Blavatsky and C.W. Leadbeater PhD thesis, University of Sydney, Department of Religious Studies. – Sydney, 2000.

Kalnitsky Arnold. The Theosophical Movement of the Nineteenth Century: The Legitimation of the Disputable and the Entrenchment of the Disreputable. – Pretoria: University of South Africa, 2003. 443 p.

Kuhn A.B. Theosophy: A Modern Revival of Ancient Wisdom. – Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 1992. 381 p. (American religion series: Studies in religion and culture). ISBN 978-1-56459-175-3.

Tillett G.J. Charles Webster Leadbeater (1854-1934), a biographical study. – Sydney: University of Sydney, 1986. 1169 p.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-6-7

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования