ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЛИБЕРТАРИАНСТВА)

Elena Grigorievna Kulagina, Svetlana Vladimirovna Maksimets


Аннотация


В статье на примере либертарианства производится анализ идеологических оснований экологической культуры. Задача статьи – реконструировать и систематизировать аргументы либертарианцев (Д. Бергланда, Д. Боуза, Дж. Саймона) в пользу частной собственности и минимального государства применительно к экологической сфере. Согласно либертарианской точке зрения экономический рост является причиной не ухудшения, а улучшения качества окружающей среды. Частные собственники выказывают больше заботы о ресурсах по сравнению с государством, централизованный контроль не ведет к улучшению экологической обстановки, а рост населения способствует повышению качества жизни и окружающей среды. Либертарианцы также утверждают, что свободный рынок способствует сохранению ресурсов, поскольку удорожание отдельных ресурсов является стимулом для поиска более дешевых аналогов и подстегивает деятельность по поиску новых месторождений. Спасение природы либертарианцы усматривают только в развитии свободного рынка.

Авторы делают вывод, что аргументы либертарианцев были бы убедительными, если бы не эмпирические данные, позволяющие говорить о том, что стремление реально существующих частных предприятий к выгоде практически всегда приводит к обострению экологических проблем. Тем не менее, ряд критических идей либертарианцев заслуживает внимания. В целом, анализ детерминант экологической культуры показывает, что в борьбе политических идеологий и лежащих в их основании философских доктрин высвечиваются важнейшие проблемы современности, требующие скорейшего разрешения.


Ключевые слова


экологическая культура; либертарианство; идеология; свободный рынок; энвайронментализм

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Ахиезер А.С. Концепция социальной философии в усложняющемся мире // Власть. 2005. № 7. С. 54-63.

Бергланд Д. Либертарианство за один урок // [Электронный ресурс] URL: http://socioline.ru/book/devid-bergland-libertarianstvo-za-odin-urok (дата обращения 12.06.2015).

Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика. – Челябинск: Социум, Cato In-stitute. 2004. 392 с.

Новые идеи в социальной философии. Коллективная монография / Ред. В.Г. Федотова. – М.: ИФ РАН, 2006. 324 с.

Ротбард М. К новой свободе. Либертарианский манифест. – М.: Новое издательство, 2009. 398 с.

Саймон Дж. Неисчерпаемый ресурс. – Челябинск: Социум, 2005. 797 с.

Сычев А.А. Моральные измерения экологического следа // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 48-55.

Сычев А.А. Экологическая справедливость: распределение, признание, участие // Вестник Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2014. № 4. С. 113-124.

Сычев А.А. Экологическая этика и дисконтирование будущего // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 2. С. 152-160.

Сычев А.А. Этика в условиях экологического кризиса: возвращение к традициям? // Миссия прикладной этики: актуальные вызовы. Ведомости прикладной этики. Вып. 45 / Под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2014. С. 70-84.

Сычев А.А. Этика экологической ответственности. – М.: Альфа М, 2014. 320 c.

Сычев А.А. Этико-экологические измерения социальной ответственности бизнеса // История управленческой мысли и бизнеса. – М.: Макс-пресс, 2011. С. 245-257.

Сычев А.А., Курмаева К.К. Эволюция принципа предосторожности в экологической этике // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 1. С. 100-103.

Bookchin M. The Ecology of Freedom. The Emergence and Dissolution of Hierarchy. – NY.: AK Press, 2005. 491 p.

Sychev A.A. Transformation of Responsibility // Tradition redesigned: a practical philosophy perspective. – New Brunswick NJ: Transaction Publishers, 2013. Pр. 51-62.

Sychev A., Koval E., Sukonkina T. Normative foundations of environmental ethics // В мире научных открытий. 2014. № 9.3. Рр. 1285-1299.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-5-3

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования