ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ РУССКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ФИЛОСОФОВ В ЭПОХУ ПОСТСЕКУЛЯРИЗМА

Elena Anatolyevna Ovchinnikova, Tatiana Vitautasovna Chumakova


Аннотация


Социальная направленность русской религиозной мысли отмечалась многими исследователями, как и ее «панморализм» (по выражению о. В. Зеньковского). Однако до сегодняшнего дня недостаточно изученным остается феномен «социальной этики» 
в сочинениях русских религиозных мыслителей (Вл. Соловьев, С. Франк и др.), и в трудах представителей русской философии права (Чичерин, Новгородцев и др.). Актуализация данной проблематики связана с возрастающим интересом к открытым моральным проблемам современного общества. В сфере этической рефлексии осмысление социальных проблем концептуализируется в понятиях «общественной морали» и «социальной этики». Отличительной чертой русской религиозной мысли было стремление преодолеть изначальную неоднородность морали, выйти к пониманию гармоничного сочетания личного и общественного, персоналистического взгляда и социального анализа.

Метод и методология работы. Использовались традиционные для гуманитарных исследований методы: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, системного подхода, компаративный анализ.

Цель: выяснить связь между современной социальной этикой и воззрениями русских религиозных философов.

Результат. В статье проанализированы воззрения русских религиозных философов конца XIX – начала XX вв. в контексте социальных проблем XXI столетия, которые нашли отражение в социальных доктринах Римско-католической церкви и Русской православной церкви (Московский Патриархат). Также произведен компаративный анализ социального учения этих церквей с точки зрения социальной этики.


Ключевые слова


русская религиозная философия; социальная этика; религиозная этика

Полный текст:

PDF>PDF

Литература


Гусейнов A.A. Понятие морали // Этическая мысль: Ежегодник. Вып. 4. – М.: ИФ РАН, 2003. C. 92-105.

Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. – М., 2009.

Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, 2006, №5. С. 3-17.

Рих А. Хозяйственная этика / Пер. с нем. Е.М. Довгань, отв. ред. В.В. Сапов. – М.: Посев, 1996.

Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. – М.: Республика, 1992.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2-х т. Т. 1 . – М., 1990. С. 47-548.

Соловьев В.С. Право и нравственность. Очерки из прикладной этики. – СПб., Издат.

Я. Канторовича, 1899.

Ильин И.А. Путь духовного обновления// Путь к очевидности. – М., Республика. 1993.

Mounier E. A Personalist Manifesto, trans. from the French by the monks of St. John’s Abbey. – New York: Longmans, Green and Co. 1938.

Ioannes Paulus Pp. II. Evangelium Vitae To the Bishops Priests and Deacons Men and Women religious lay Faithful and all People of Good Will on the Value and Inviolability of Human Life // http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_25031995_evangelium-vitae_en.html. (дата обращения 15.02.2015).

Документы II Ватиканского собора. – Москва: Паолине, 1998 г. Пер. Андрея Коваля.




DOI: https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-2-40

ISSN 2658-4034

HotLog Яндекс цитирования